Удаление вмятин без покраски (PDR): магия или технология? Всё о методе, его плюсах и минусах
Представьте ситуацию: вы оставили автомобиль на парковке, а вернувшись, обнаружили на двери досадную вмятину. Или, что еще хуже, попали под град, и вся крыша покрылась россыпью уродливых "оспин". Первая мысль — рихтовка, шпатлевка, покраска… долгий, дорогой и сложный процесс, после которого автомобиль уже навсегда переходит в категорию "крашеных". Но что, если есть способ вернуть металлу его первоначальную форму, не повредив при этом заводское лакокрасочное покрытие? Это не магия, а вполне реальная и отточенная технология — Paintless Dent Repair, или PDR (удаление вмятин без покраски). Давайте разберемся, как это работает, каковы возможности и ограничения этого метода, и почему он так популярен во всем мире.
Крючки: Главный инструмент. Это рычаги различной длины, толщины и формы изгиба на конце. С их помощью мастер получает доступ к вмятине через технологические отверстия в кузове (под обшивкой, через снятую фару и т.д.) и оказывает точечное давление на металл. Лампы: Специальные PDR-лампы с нанесенными на них параллельными полосами. Отражаясь на поврежденной поверхности, эти полосы искажаются. Задача мастера — работая крючком, выровнять отражение полос до идеально прямых линий. Лампа — это его "глаза", позволяющие видеть мельчайшие микро-неровности. Клеевая система: Используется там, где нет доступа с внутренней стороны (например, на стойках крыши). На центр вмятины с помощью термоклея приклеивается специальный грибок-"пистон", за который затем тянут обратным молотком или мини-лифтером, "вытягивая" металл наружу. Молотки и пробойники: Используются для "осаживания" металла. В процессе выправления вмятины вокруг нее могут образовываться небольшие вздутия. Мастер аккуратно простукивает их, снимая напряжение и выравнивая поверхность.
Сохранение заводского ЛКП. Это главный и неоспоримый плюс. Автомобиль не переходит в разряд "крашеных", что крайне важно при последующей продаже. Нет проблем с подбором цвета, разнотоном и будущим отслоением шпатлевки. Скорость. Ремонт небольшой вмятины может занять от 15 минут до пары часов. Классический ремонт с покраской — это минимум 2-3 дня. Стоимость. В большинстве случаев ремонт по технологии PDR обходится на 40-60% дешевле, чем традиционный ремонт с покраской той же самой вмятины. Вы не платите за дорогие расходные материалы (шпатлевку, грунт, краску, лак) и покрасочную камеру. Экологичность. В процессе не используются химические растворители и краски, вредные для окружающей среды.
Повреждено ЛКП. Если на месте вмятины есть трещины, глубокие царапины до грунта или металла, то без покраски уже не обойтись. Сильно растянут металл. Если вмятина очень глубокая и острая ("тычок"), металл в этом месте растягивается и теряет свою упругость. Вернуть его в исходное состояние без "усадки" и шпатлевания практически невозможно. Повреждение на самом краю детали. Ребра жесткости, края дверей или капота — очень сложные для выправления зоны. Металл здесь имеет двойную толщину и сложную форму. Ремонт возможен, но требует высочайшей квалификации мастера. Старые автомобили с хрупкой краской. На старых машинах или некачественно перекрашенных деталях лак и краска теряют эластичность и могут потрескаться при выправлении. Местоположение. Некоторые зоны кузова (например, пороги, некоторые стойки) не имеют технологических отверстий, и доступ к ним изнутри невозможен. Здесь может помочь клеевая система, но ее возможности тоже ограничены.